Риски при реформировании системы пенсионного обеспечения в Украине

Реформирование пенсионного обеспечения должна создать надлежащие условия для повышения уровня пенсий, рационального перераспределения функций между государством, работодателями и работающими по социальной защите граждан пожилого возраста, а также привлекать накопленные пенсионные средства для реализации политики экономического роста. При обосновании пенсионной реформы возникает проблема определения основных показателей пенсионного обеспечения по новой схеме. Решение требует более глобальная проблема пенсионного обеспечения: определение величины общего пенсионного фонда, достаточного для внедрения новой системы; форм привлечения сэкономленных пенсионных средств в экономику Украины как значительного внутреннего инвестиционного ресурса для социально-экономического развития; прогнозирования его влияния на экономический рост, оживление производственной сферы, уровень оплаты труда и поступлений в пенсионную систему.
Реформирование пенсионного обеспечения связано с обоснованием и определением показателей новой системы пенсионного обеспечения величины отчислений на индивидуальные пенсионные счета, продолжительности уплаты взносов для заданного уровня пенсий по заработной плате, объема накопленного фонда, коэффициента замещения уровня пенсии по отношению к заработной платы, продолжительности переходного периода при ожидаемом нагрузке пенсионеров на численность работающих, степени согласованности новой системы с действующей солидарной системой. Большинство этих показателей являются прогнозными и, в зависимости от сценариев, экзогенными или эндогенными переменными. Риски от внедрения пенсионного обеспечения по новой схеме в первую очередь определяются условиями, при которых будут храниться и приумножаться средства на индивидуальных пенсионных счетах, то есть зависят от гарантированной реальной процентной ставки на сэкономленные средства.
Предварительные оценки указывают на существование тесной связи между процентной ставкой и величиной отчислений на индивидуальные пенсионные счета, заданным уровнем пенсий в условиях стратегии стабильной или постоянно растущей заработной платы. Анализ величины отчислений на индивидуальные пенсионные счета для обеспечения различных уровней пенсии относительно заработной платы показывает, что при реальной процентной ставке 5% начислять 2,5% на заработную плату для пенсии в размере 30% от заработной платы и 6,6% — для пенсии размером 80% от заработной платы. С ростом процентной ставки эти отчисления уменьшаются; последние уменьшаются также при низком уровне пенсии от заработной платы. Например, чтобы выплачивать пенсию 30% и 80% от заработной платы при реальной процентной ставке 10%, достаточно лишь 0,6% и 1,5% пенсионных начислений на заработную плату, что в 4 раза меньше, чем при 5% процентной ставке. Итак, при сохранении стабильной реальной заработной платы рост реальной процентной ставки сопровождается уменьшением норматива отчислений на индивидуальные пенсионные счета. При постоянно растущей заработной плате для тех же процентных ставок и коэффициентов замещения пенсий нормативы начислений на заработную плату уменьшаются Они также сохраняют тенденцию к существенному снижению при росте процентной ставки.
Анализ величины пенсионных отчислений при постоянно растущей заработной плате для обеспечения пенсий размером от 40 до 60% от заработной платы при реальной процентной ставке по депозитам 3% показывает, что к индивидуального пенсионного фонда необходимо отчислять взносы по нормативу от 10 до 16% от заработной платы. По провозглашенными принципами пенсионной реформы в Украине, отчисления в пенсионную систему на солидарной основе должны снизиться с нынешних 32% до 22 и 16%, что, при изъятии их из текущих поступлений в Пенсионный фонд для сохранения по процентным ставкам и использования для инвестиционных потребностей может привести к дефициту в бюджете для текущих пенсионных выплат. В условиях низких темпов экономического роста (когда ВВП будет расти темпами ниже 3-4% при относительно высоком индексе инфляции, превышающем 12-15% ежегодно), уменьшается вероятность роста реальной заработной платы, пополнение сводного бюджета Украины и финансового обеспечения социальных выплат, передаваемых из Пенсионного фонда в государственный и местные бюджеты. Последний фактор производит риски возникновения дефицита в сводном бюджете.
Дискуссионным и открытым остается вопрос ожидаемой величины накопленного пенсионного фонда относительно валового внутреннего продукта при заданной низкой доле оплаты труда в его структуре, ожидаемому нагрузке пенсионеров на занятых, ожидаемой величины пенсии от заработной платы. То есть, без реформирования в оплате труда, постепенного приближения цены на работу в стоимости рабочей силы проведения пенсионной реформы создавать новые трудности в пенсионном обеспечении (см. Табл.).
Другим риском на пути к внедрению пенсионного обеспечения на накопительных принципах является существование убыточных реальных процентных ставок на депозиты (на средства на индивидуальных пенсионных счетах и ​​средства для текущих выплат пенсий) в пенсионных банках при высшем индексе инфляции. Обеспечение банками процентной ставки по депозитам, прибыльной для постоянного долгосрочного вкладчика пенсионных средств, приведет к уменьшению доходов специализированных банков, снижение их рентабельности. Расчеты показывают, что, по некоторым предположениям, возникает компромиссный путь реформирования пенсионного обеспечения: от низших пенсий, отчислений и процентных ставок — до более высоких пенсий, ниже отчислений, высоких процентных ставок при уменьшении доходов банков, инвестиционных, страховых компаний, использующих пенсионные средства.
Продолжительность переходного периода зависит также от процентных ставок на сэкономленные средства (при меньших процентных ставках продолжительность возрастает), от нагрузки пенсионеров на занятых и гарантированного уровня пенсий от заработной платы (при меньшей нагрузке и меньшем уровне пенсий (до 60% от заработной платы) продолжительность переходного периода сокращается). Сценарные расчеты показателей пенсионного обеспечения указывают на возможность пенсионной реформы и повышения уровня пенсий без использования внешних источников финансирования. Расчеты указывают на возможность повышения пенсии от 30% до 60% от заработной платы при 6% ставке на сэкономленные средства (при нормативе пенсионных начислений 9% на заработную плату на индивидуальные пенсионные счета) при сохранении нынешнего нагрузки пенсионеров на работающих и продолжительности переходного периода в течение 14 -22 лет. Альтернативой к уменьшению нагрузки пенсионеров на работающих является постепенное увеличение пенсионного возраста.
Реформа пенсионного обеспечения будет сопровождаться расширением функций работников Пенсионного фонда по контролю за уплатой страховых взносов и сохранение значительных объемов информации длительное время; передачей полномочий по назначению пенсий от органов социальной защиты местных держадминистрацийдо отделений Пенсионного фонда с сочетанием в одном органе функций аккумулирования пенсионных взносов и назначения пенсий, внедрением их персонифицированного учета, развитием новых функций с инвестиционными компаниями, депозитариями, банками по сохранению и приумножению сэкономленных средств, а также страховыми организациями по выплате пенсий; перераспределением обязанностей по социальной защите в старости между работодателями, гражданами и государством. Этот процесс так или иначе будет сопровождаться ростом управленческого аппарата, его оплаты труда, потребует дополнительных управленческих расходов за счет пенсионных взносов, уменьшать эффективность системы пенсионного обеспечения по новой схеме.
Таблица
Накопленный пенсионный фонд относительно ВВП по разным сценариям, раз *
Сценарии, показатели Переменные и расчетные показатели
Сценарий 1 Постоянные переменные пенсия g = 0,8 от заработной платы;
фонд заработной платы v = 0,348 ВВП;
нагрузки пенсионеров на занятых k = 0,657.
Пенсионные отчисления,% от заработной платы 4,3 5,0 6,0 7,0 20,0
Процентная ставка r,% Накопленный пенсионный фонд относительно ВВП, раз
3 5,6 5,5 5,4 5,3 3,8
4 4,2 4,1 4,1 4,0 2,8
6 2,8 2,8 2,7 2,6 1 9
8 2,1 2,1 2,0 2,0 1,4
10 1,7 1,7 1,6 1,6 1,1
Сценарий 2 Постоянные переменные пенсия g = 0,312 от заработной платы;
фонд заработной платы v = 0,348 ВВП;
нагрузки пенсионеров на занятых k = 0,657.
Пенсионные отчисления,% от заработной платы 4,3 5,0 6,0 7,0 20,0
Процентная ставка r,% Накопленный пенсионный фонд относительно ВВП, раз
3 1,9 1,8 1,7 1,6 0,1
4 1,4 1,3 1,3 1,2 0,0
6 0,9 0,9 0,8 0,8 0 0
8 0,7 0,7 0,6 0,6 0,0
10 0,6 0,5 0,5 0,5 0,0
Сценарий 3 Постоянные переменные пенсия g = 0,6 от заработной платы;
фонд заработной платы v = 0,348 ВВП;
нагрузки пенсионеров на занятых k = 0,657.
Пенсионные отчисления,% от заработной платы 4,3 5,0 6,0 7,0 20,0
Процентная ставка r,% Накопленный пенсионный фонд относительно ВВП, раз
3 4,1 4,0 3,9 3,8 2,3
4 3,1 3,0 2,9 2,8 1,7
6 2,0 2,0 1,9 1,9 1 , 1
8 1,5 1,5 1,5 1,4 0,8
10 1,2 1,2 1,2 1,1 0,7
Сценарий 4 Постоянные переменные пенсия g = 0,6 от заработной платы;
фонд заработной платы v = 0,348 ВВП;
нагрузки пенсионеров на занятых k = 0,515.
Пенсионные отчисления,% от заработной платы 4,3 5,0 6,0 7,0 20,0
Процентная ставка r,% Накопленный пенсионный фонд относительно ВВП, раз
3 3,1 3,0 2,9 2,8 1,3
4 2,3 2,3 2,2 2,1 0,9
6 1,5 1,5 1,4 1,4 0 6
8 1,2 1,1 1,1 1,0 0,5
10 0,9 0,9 0,9 0,8 0,4
* Методология расчетов см : Соколик М. П. Методология моделирования пенсионного обеспечения на накопительных принципах // Экономика и прогнозирования. ? 2000. — Ў 1.? С. 42-59.