Анализ работы тернопольской общеобразовательной школы № 20

формирование специальных средств бюджетных и научных организаций и учреждений проявляются элементы самофинансирования. Специальные средства подразделяются на виды в зависимости от источников образования. Некоторые из них могут возникать во всех бюджетных и научных организациях и учреждениях. Это арендная и квартирная плата, доходы от эксплуатации транспорта и другие доходы.
Формирование других непосредственно связано с характером деятельности отдельных видов бюджетных учреждений. В общеобразовательной школе это плата родителей за обучение детей игре на музыкальных инструментах, в вузах — плата за обучение на курсах по подготовке к поступлению или за проведение научно-практических консультаций для работников других отраслей народного хозяйства, в больницах и поликлиниках — плата за установку зубных протезов или осуществления рентгеновских фотографий и анализов, в музеях и на выставках — входная плата за их посещение, в библиотеках — доходы от компенсации убытков или потери книг и другие источники.
В бюджетных учреждениях может быть одновременно несколько видов специальных средств. Например, в общеобразовательной школе это арендная и квартирная плата, плата родителей за питание детей в группах продленного дня, плата за эксплуатацию транспорта, доходы от производственной деятельности школьных учебных мастерских и другие. Значение каждого вида специальных средств отдельно определяется важностью осуществляемых за их счет мероприятий.
К основным задачам экономического анализа специальных средств относятся:
1. Характеристика расходов по специальным средствам и распределение прибыли;
2. Оценка выполнения плана по образованию специальных средств и прибыли;
3. Выявление и определение влияния факторов на отклонение от плана по источникам образования и использования специальных средств и прибыли;
4. Изучение состава специальных средств, их движения, а по научным учреждениях — рентабельность хозяйственной деятельности.
Источниками анализа специальных средств выступают:
а) по бюджетным учреждениям:
 — баланс об исполнении сметы расходов (Ф №1);
 — отчет о выполнении сметы расходов по специальным средствам (Ф №4).
б) по научных организациях:
 — баланс по основной деятельности (Ф №1-н);
 — приложение к балансу (Ф №2-н);
 — данные учета объема работ и затрат.
А сейчас проведем анализ формирования и использования специальных средств СОШ №20. Для этого воспользуемся данными отчета об использовании специальных средств учреждения Ф №4 (см. Приложение 5)
Таблица №10
«Анализ специальных средств СОШ №20 (грн)»
Показатели По сметы Фактически Отклонение
ДОХОДЫ:
1. Остаток средств в нач. года 56 56 —
2.Поступление средств в текущем году 500 — -500
ВСЕГО доходов 556 56 -500
РАСХОДЫ:
1.Приобретение предметов снабжения и
материалов 400 — -400
2.Субсидии и текущие трансфертные выплаты 156 34 -122
ВСЕГО расходов 556 34 -522
ОСТАТОК специальных средств на кин. року — 22 +22
Из приведенных данных мы видим, что СОШ №20 за отчетный период не получила ни копейки дохода по специальным средствам, хотя сметой было предусмотрено поступление в размере 500 грн. Это обычно является отрицательным показателем хозяйственной деятельности анализируемого объекта.
В связи с этим было возбуждено и расходования специальных средств. Поэтому состоялись расходы по специальным средствам только по субсидиям и текущих трансфертных выплатах, и то лишь в размере 34 грн., Что составляет 21.8% выполнения плана (34/156 * 100%), то есть на 121 грн. меньше запланированной суммы.
А сумма остатка по специальным средствам составляет 22 грн., хотя сметой предусмотрено полное использование данных средств.
8. Анализ финансового состояния:
Одним из важных направлений работы бюджетных и научных учреждений в условиях товарно-денежных отношений — является их финансовая деятельность. Она заключается в получении, организации движения и использовании финансовых ресурсов. Ее результат характеризует финансовое состояние учреждения или организации.
Основными показателями финансового состояния бюджетных учреждений и научно-исследовательских организаций являются:
 — обеспеченность денежными средствами;
 — сохранение финансовой дисциплины.
Поэтому содержанием анализа финансового состояния учреждений является изучение их обеспеченности денежными ресурсами, их размещения и использования, состояния расчетов с другими организациями. Важность этих вопросов и принятия решений по ним определяется тесной взаимосвязью финансовой и производственной деятельности учреждений.
Положительные результаты финансовой деятельности учреждений, определяющие финансовое состояние, способствуют и улучшению их работы. В свою очередь выполнения задач по производственным показателям обеспечивает расширение финансовых возможностей учреждений для улучшения производственной базы.
Основными задачами анализа финансовой деятельности и финансового состояния учреждений являются:
1. Оценка обеспеченности учреждений финансовыми ресурсами и использования их по целевому назначению;
2. Характеристика состояния расчетов и запасов товарно-материальных ценностей;
3. Выявление причин нарушений и трудностей;
4. Изучение организации финансирования и ее влияние на работу учреждения;
5. Выявление резервов улучшения финансового состояния учреждения и разработка мероприятий по их реализации.
В качестве источников анализа финансового состояния бюджетных учреждений и организаций используют:
 — баланс исполнения сметы расходов (Ф №1) — по бюджетным учреждениям;
 — баланс по основной деятельности научно-исследовательской и конструкторской организаций (Ф №1-н);
 — отчет о выполнении сметы расходов учреждения (Ф №2) — по бюджетным учреждениям;
 — отчет о движении уставного фонда (Ф №3) — по научным хозрасчетных учреждениях;
 — формы отчетности о выполнении плана по объему услуг (работ);
 — данные учета средств финансирования и оборотных средств.
Начинают анализ финансового состояния учреждения по анализу ее финансирования.
а) анализ финансирования бюджетноиустановы;
Финансирование бюджетных учреждений заключается в предоставлении им средств государственного или местных бюджетов на текущее содержание.
Основными задачами анализа финансирования бюджетных учреждений являются: характеристика обеспеченности учреждений бюджетными средствами, полноты их использования, а также его организации, включая своевременность утверждения сметы расходов, соблюдения в нем требований режима экономии, предоставление учреждениям бюджетных средств своевременно по мере надобности в них. Их — это необходимое условие нормальной деятельности учреждений. Для анализа финансирования СОШ №20 воспользуемся данными сведения о движении средств на текущих