Влияние экономики на управленческую деятельность государства часть 2

отношения как их диалектическое единство.
С такой позицией можно согласиться. Но деятельность экономической, социальной, информационной подсистем, отдельно, и рыночной экономики, в целом, направляет государство в лице органов государственной власти, используя методы прямого и косвенного воздействия. Государство не находится в стороне от процессов, происходящих в саморегулируемой рыночной экономике. Она органично входит в состав рыночной экономики в виде политической подсистемы (если использовать теорию социально-экономических систем) или подсистемы государственного регулирования.
Отсутствие учета этой позиции приводит к противоречиям определения рыночной экономики: это и социально-экономическая и информационная система (хотя называлась информационная подсистема). Функциональная роль в рыночной экономике, по определению М. М.Гуревичева, состоит в органическом сочетании подсистем макроэкономических и собственно рыночных отношений. Ранее он называл макро — и микроэкономику составляющими экономической подсистемы. Возможно, автор под макроэкономическими отношениями имел в виду государственное регулирование. В то же время, он делает важный вывод о том, что рыночный механизм обеспечивает согласованность интересов субъектов рынка при содействии государственного регулирования. Тем самым признается, что государство выполняет функции корректировки по саморегулюемои рыночной экономики.
Саморегулюема рыночная экономика, с позиций экономической теории, развивается по определенным законам.
Во-первых, по закону спроса. Спрос — это платежеспособная потребность. На спрос влияет ряд факторов: доход потребителей, их преференции, количество на рынке, цены на товары. Закон спроса формулируется следующим образом: чем выше цена товара, тем ниже спрос на него со стороны покупателей.
Во-вторых, по закону предложения. Предложение — это сумма товаров, которые продавцы готовы реализовать. На предложение влияют следующие факторы: количество продавцов на рынке, технологические особенности товаров, цены на товары, наличие альтернативных товаров. Закон предложения формулируется так: чем выше цена, тем выше предложение продавцов товаров.
В-третьих, по закону цены равновесия. В месте пересечения кривых спроса и предложения находится цена равновесия. Именно по определению экономического содержания этой цены, а также факторов, которые на нее влияют, существуют различные взгляды ученых. Так, Маршалл не удосужился глубоко выяснить содержание цены, а ограничился описанием рыночных сил, на нее влияют. К. Маркс попытался раскрыть природу цены равновесия с позиций трудовой теории стоимости. Он отметил, что спрос и предложение регулируют лишь временные колебания рыночных цен. По его словам, "в тот самый момент, когда эти противоположные силы становятся равными, они взаимно парализуют друг друга и перестают действовать в том или ином направлении. В тот момент, когда между предложением и спросом устанавливается равновесие и потому они перестают действовать, рыночная цена товара совпадает с его действительной стоимостью, с нормальной ценой, вокруг которой колеблются его рыночные цены [11, с.120]". Таким образом, цена равновесия соответствует наиболее эффективному состояния спроса и предложения на рынке.
Французский экономист М. Алле отмечал, что ситуация равновесия в рыночной экономике является ситуацией максимальной эффективности и наоборот.
Цена равновесия отражает самый социальный эффект. Ведь за такую ​​цену потребитель имеет максимальную (по его доходом) количество товаров. Причем товар целесообразно понимать в широком смысле — как способ удовлетворения потребностей. Таким образом, на рынке нет дефицита или избытка товаров. То есть имеет место оптимальное состояние рынка.
На формирование оптимального состояния рынка влияет конкуренция на наличие монополий. Конкуренцию определяют движущей силой рынка. Конкуренция — соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров [12, с.478]. Конкуренция считается совершенной, если действует много субъектов хозяйствования различных форм собственности на рынке. Если существует соперничество между монополиями — это несовершенная конкуренция. Выделяют еще регулюему конкуренцию как то состояние рыночных отношений, регулируется государством.
При исследовании проблем формирования рыночной экономики в Украине ученые, как правило, стремятся решить вопрос: с помощью каких средств государство будет способствовать развитию свободного рынка, использует рычаги государственного регулирования, чтобы было возможно перейти от монополии государства в формировании рынка субъектов различных форм собственности. Тем самым идеализируется рынок как и форма организации общественного производства, что позволяет автоматически решить все проблемы общественного развития. Основой такого мнения возникает та же цена равновесия, на установление которой влияют конкуренция и монополия. Цена равновесия является тем идеалом экономического развития, который необходимо достичь. Как и народное хозяйство, в свое время (в условиях командно-административной экономики) отождествлялось с экономикой.
Рыночная экономика действует на основе следующих принципов:
 — развитие частной собственности наряду с коллективной и государственной, при этом субъекты различных форм собственности имеют равные права и обязанности;
 — основное направление деятельности субъектов рыночных отношений всех форм собственности — завоевать как можно большую часть рынка;
 — деятельность субъектов рыночных отношений в экономической сфере направлена ​​на получение прибыли.
Но последнее приводит такой отрицательную сторону рыночной экономики как ориентация субъектов только на материальный интерес, что, в свою очередь, приводит к углублению социально-экономических противоречий (резкое расслоение населения по уровню доходов, повышение уровня безработицы), наличия нерациональной структуры производства. В 1993 году. В Украине средний доход 10% наиболее состоятельных граждан превышал доход 10% граждан с самым низким уровнем доходов в 6,7 раз. В 1994 этот разрыв составлял 9 раз. В конце 1995г. — В 12 раз, а в 1996г. — В 13 раз. В декабре 1996 г... 10% граждан с самыми высокими доходами получали 1/3 от общей суммы всех денежных доходов населения.
Численность незанятых граждан, зарегистрированных в Государственной службе занятости на 1 сентября 1998 года, составляла
875,1 тыс. человек, что на 265,0 тыс. человек или в 1,4 раза больше, чем на эту дату в прошлом году. Количество граждан, которым предоставлен статус безработного, по сравнению с началом года, выросла почти на треть и составила на начало сентября 838,8 тыс. Человек или 95,8% всех зарегистрированных (против 92,5% на соответствующую дату прошлого года). Вместе с тем, масштабы официально зарегистрированной безработицы не соответствуют действительному положению экономики, темпам спада производства. Значителен скрытая безработица.
течение 1992—1998 годов в Украине высокими темпами росла доля энергоемких отраслей, которая производит промежуточную продукцию. В то же время стремительно снижалась доля отраслей — производителей конечного продукта. Причем наиболее стремительно падали объемы производства в отраслях — основных плательщиков в бюджет [13].
Большинство авторов называют такие пороки рыночной экономики: неэффективность, неравенство, нестабильность [14 с.224]. Неэффективность означает учет индивидуальных потребностей и невозможность учета общественных; потерю в конкуренции, со временем, силы в результате слияния компаний и монополизации рынка. Неравенство означает резкое расслоение населения по уровню доходов, неспособность государственных органов распределять доходы населения соответственно целям демократического общества. Нестабильность — отсутствие обеспечения полной занятости, стабильного уровня цен, наличие инфляции.
Ученые из Массачусетского технологического института, в свою очередь,