Экономико-правовые основы государственного регулирования управления охраной природной среды Украины

Глобальные изменения в практике мирового хозяйства на рубеже веков свидетельствуют о целесообразности (необходимость) просмотра целевых ориентиров развития человечества и формирование новой парадигмы развития XXI века. Основой социально-экономического реформирования общества является его устойчивое развитие, при котором обеспечивается эколого-экономическое сбалансирования при решении социально-экономических задач, проблем сохранения способствовать-ного состояния окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в четко очерченном правовом поле.
Обеспечение реализации экономической политики государства регулируется через ряд требований по предупреждению, нейтрализации, ликвидации влияния последствий техногенной и другой антропогенной деятельности на состояние окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов с одновременным регулированием организации и функционирования системы управления природоохранной деятельностью средствами экологического законодательства и фискальной политики , которых прогрессивное общество, в том числе государства, входящих в организацию экономического сотрудничества и развития, насчитывает более 150
Как независимое государство, Украина подписала более 20 многосторонних договоров об охране окружающей среды. Кроме того, наше государство участвовала в большом количестве международных соглашений, заключенных в течение последнего десятилетия на двусторонней или региональной основе, например, соглашения по Карпатского региона, Черного моря, бассейна Дуная.

Практически создано новое природоохранное законодательство, включая Земельный (1992), Лесной (1994), Водный (1995) кодексы и Кодекс о недрах (1994), Закона Украины «Об охране окружающей природной среды» (1991), "О природно-заповедном фонде «(1992),» Об охране атмосферного воздуха «(1992),» О животном мире «(1993),» Об экологической экспертизе «(1995),» Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности «(1995),» Об обращении с радиоактивными отходами «(1995),» Об отходах «(1998),» О растительном мире «(1999),» О зоне чрезвычайной экологической ситуации «,» О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера «и» О о объекты повышенной опасности "(2000). Закон Украины «Об охране окружающей среды» от 25 июня 1991 закладывает основы охраны окружающей среды Украины [1]. Этот Закон касается принципов охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, а также экологической безопасности. Он создает базу для других нормативно-правовых актов по более конкретным вопросам.
Еще одним важным законом является Закон Украины «Об экологической экспертизе», действующей в странах бывшего Советского Союза уже в течение нескольких лет и является аналогичным законам западных стран в оценке экологических последствий. Согласно этому Закону инвестиции в охрану окружающей среды, в зависимости от их размера, должны сосредотачиваться или в областных департаментах защиты окружающей среды, или в Министерстве экологии и природных ресурсов Украины. Однако сфера действия этого закона является очень широкой и не имеет четкого определения для его применения в принудительном порядке на практике. Сегодня экологическое законодательство Украины — это сложная иерархическая система, опирающаяся на первичный источник — Конституцию Украины.
Нормативно-правовое регулирование в сфере охраны окружающей среды закреплено принятым в 2000 году рядом постановлений Кабинета Министров Украины. В частности, с целью совершенствования экономического механизма природопользования приняты следующие постановления Кабинета Министров Украины: «Об утверждении Порядка установления нормативов сбора и загрязнение окружающей природной среды и взимания этого сбора» от 1.03.99, "О внесении изменений в Порядок установления нормативов сбора и загрязнение окружающей природной среды и взыскания этого сбора «от 24.01.02 № 72,» Об утверждении дифференциальных нормативов платы за пользование недрами для добычи минеральных подземных вод «от 07.03.00 № 456,» О плате за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых "от 08.12.00 № 1682 и др.
Большой объем работы проведен в направлении разработки и утверждения ведомственных нормативно-правовых актов. Так, только в 2000 году в Единый государственный реестр нормативных актов добавилось около 30 новых приказов Министерства экологии и природных ресурсов Украины, некоторые из них утверждены совместно с другими центральными органами исполнительной власти. Необходимо выделить Инструкцию о порядке исчисления и уплаты сбора за загрязнение окружающей природной среды, утвержденную 19.07.99, Инструкцию о порядке специального использования водных ресурсов от 10.02.00 № 34/13 и др.
Сегодня можно утверждать, что в Украине заложены основы экономического механизма природопользования. Важнейшими экономико-правовыми элементами его являются взимания таких платежей:
 — плата за загрязнение окружающей среды;
 — плата за специальное использование природных ресурсов;
 — возмещение убытков за причиненный окружающей среде ущерб.
соответствии с действующим законодательством обязательным элементом экономического механизма природопользования должно быть направление всех средств, полученных от сборов за специальное пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды, на восстановление и поддержание природных ресурсов в надлежащем состоянии и ликвидации источников загрязнения.
Львиная доля (70%) этих средств направляется в местные бюджеты для финансового обеспечения функций местного самоуправления, должно обеспечивать сохранение благоприятных природных условий жизнедеятельности населения.
Однако ликвидация источников загрязнения как таковых является гипотетическим выражением, поскольку в современных условиях может идти только о минимизации негативного воздействия на окружающую среду в результате производственной деятельности до уровня, который может быть «выдержан» природой.
В процессе производства и потребления в окружающую среду попадает значительное количество таких веществ (ксенобиотиков), которые не свойственны биогеохимическим экологическим системам и естественным ландшафтам. К наиболее распространенным ксенобиотиков, активно влияют на экосистемы, принадлежат фреоны, детергенты, пестициды, синтетические пластики и другие. Таким образом, в окружающую среду попадают биогенные эле-ти, которые по своему количеству перегружают ассимиляционной и самоочищающуюся свойство природных экосистем [2, 3].
Кроме того, существует неопределенность относительно самого понятия «загрязнение». Известно, что процессы человеческой деятельности, особенно в производственной сфере, как правило, является причиной антропогенного загрязнения окружающей среды (АЗНС), то есть привнесение в окружающую среду.
Вышесказанное трактовка АЗНС полностью соответствует определению, принятому ООН, за которым вещество считается загрязнителем, если она встречается в неположенном месте, в ненадлежащее время и в ненадлежащем количестве. Однако распространено мнение, согласно которому критериемиснування загрязнения выступает не сам факт попадания любых веществ в воду, воздух или почву, а возникновение вследствие этого определенных вредных последствий. Очевидно, что концепция оценки ущерба базируется на тезисе, согласно которой среду может содержать определенное количество загрязнителя без проявления вредного воздействия, поскольку происходит или естественный процесс очистки воды, почвы или атмосферы, или мощность эмиссии имела и приводит к незначительному увеличению концентрации загрязнителя в среде .
Широкомасштабное потребление ресурсов и материалов ведет к росту количества отходов. В среднем в промышленности только 1-1,5% потребляемых ресурсов входит в конечный полезный продукт. Остальные — это отходы, загрязняющие природную среду. Именно их объем в мире оценивается в 600 млн. Тонн в год. Все посторонние вещества поступают в окружающую среду, которое может быть в виде газообразных выбросов, жидких стоков и твердых отходов. Однако понятие «антропогенное загрязнение» необходимо рассматривать более широко — как все виды и формы нарушений структуры и функционирования природных объектов, возникающих в результате деятельности человека.
Антропогенные загрязнения можно сгруппировать по видам:
 — ингредиентни (как совокупность веществ, количественно и качественно чужды относительно природных биоценозов)
 — параметрические (приводят к изменениям качественных показателей окружающей